Тема сочинения: «Баллады «Людмила» и «Светлана»

Тема сочинения: «Баллады «Людмила» и «Светлана»

...Здесь несчастье лживый сон;

Счастье — пробужденъе.

В. Жуковский

 

Идея человечности, которую Василий Андреевич Жуков­ский пронес через всю жизнь, одухотворила и его лирику. По­мня о неотвратимых утратах и ранах сердца, он поет взволно­ванно и даже патетически о любви к человеку.

 

При мысли великой, что я человек.

Всегда возвышаюсь душою.

 

Личность, по мысли Василия Андреевича, должна быть ежеминутно готова к участию и состраданию, потому что— «все в жизни к великому средство...» Гуманность окрыляет человека и поднимает его над низменным и про­заически тусклым существованием, ободряя его и помогая преодолеть жестокие удары судьбы. Многие стихотворения Жуковского увлекают читателя в волнующий мир, пре­красное «далеко»:

 

Иль Предчувствие сходило

К нам во образе твоем

И понятно говорило

О небесном, о святом?

Часто в жизни так бывало:

Кто-то светлый к нам летит,

Подымает покрывало

И в далекое манит.

 

Рядом с лирическими жанрами — элегией, посланием, песней и романсом — живет в творчестве поэта баллада.

Баллады Жуковского — это «театр страстей», где до пре­дела напряжены ситуации, где фантастика непосредственно вмешивается в судьбы персонажей, где чувства и настроения героев изменчивы, а поступки непредсказуемы. Людмила, ге­роиня одноименной баллады, решается на бунт и защищает свою любовь, но неумолимый рок карает ослушницу:

 

Расступись, моя могила;

Гроб, откройся, полно жить;

Дважды сердцу не любить.

 

На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель:

 

О Людмила, грех роптанъе;

Скорбь создателя посланъе;

Зла создатель не творит;

Мертвых стон не воскресит.

 

Но эта смерть воспринимается и самой героиней, и чи­тателями как освобождение от земных страданий, воссое­динение душ любящих, которых на земле разлучил рок. Воспринимается это все, скорее, как сказка, нежели тра­гедия.

 

Тихий, страшный хор завыл:

«Смертный ропот безрассуден;

Царь всевышний правосуден;

Твой услышал стон творец;

Час твой бил, настал конец».

 

Героиня другой одноименной баллады, Светлана, до смер­ти напугана страшным сном, но рок ее пощадил. В непонятной и вихревой атмосфере «метели и вьюги» героев охватыва­ет душевное смятение, противоречивые переживания:

 

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина у мереть

В грусти одинокой...»

 

Герои его произведений стремятся убежать от преследую­щей их судьбы, противятся карающему их несправедливому року.

 

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркале стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою...»

 

За всем этим Жуковскому видится непримиримое проти­воречие и противостояние вспыхнувшего чувства — обще­ственным устоям, новой личной морали — омертвевшим эти­ческим догмам. В его балладах осуждается корысть, низмен­ные страсти, индивидуализм и эгоизм и воспевается невин­ность, чистота и душевная щедрость.

 

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышав ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки...»

 

Автор убежден, что всем воздается по заслугам — это об­щий мудрый закон бытия, управляющий миром. Поэтому вер­ная и любящая Светлана награждается встречей с любимым.

 

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, Создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется...

Будь вся жизнь ее светла.

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

 

Наперекор жестокому веку, Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. По желанию автора соединяются и расста­ются влюбленные, страшное превращается в смешное, нака­зываются виновные — во всем царит принцип высокой чело­вечности.

 

Отворяйся ж,

Божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты

 

Черпая сюжеты баллад в народном эпосе, там же, в народ­ной морали он находит свой гуманизм. Для поэта важна была не столько русская основа его произведений, сколько нацио­нальное мировосприятие.

Яркое начало баллады «Светлана» стало не просто данью «лубочной» России, а опорой на национальные традиции.

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

„За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили...

 

Современные же читательницы воспринимают эти строки почти как «руководство к действию».

Жуковский работает не только над «русскими», но и над античными и средневековыми сюжетами баллад. При этом он стремится отыскать национальное, характерное в самом скла­де мышления героев и в общей атмосфере действия, не каса­ясь внешних примет эпохи, отвлекаясь от экзотики и декора­тивного фона.

Баллады Василия Андреевича познакомили Россию с евро­пейскими народными преданиями. Поэт ввел в национальное ху­дожественное сознание множество неизвестных русскому читате­лю произведений. Это была большая работа, которая расширяла идейный и художественный кругозор русского общества, прида­вая нашей литературе еще не обжитый ею художественный мир.

 

Пал великий Ахиллес!

Машут фурии змиями.

Боги мчатся к небесам...

И карающий громами

Грозно смотрит на Пергам.

Контакты | ©2016 |