Тема сочинения: «Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова»

Тема сочинения: «Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова»

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкно­венная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, пред­меты, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обя­зательно должно выстрелить.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информа­ции, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема.

В своих произведениях Чехов опускал такие важные све­дения, как родословная, биография героев. Основным средст­вом характеристики был портрет, хотя он тоже не соответст­вовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наибо­лее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша... и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер — оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов — неяркая, неинте­ресная личность.

Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной.

Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев ду­мает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: «Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Эта деталь пока­зывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бри­тый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображе­нию, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая по­лоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли бо­сиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая об­становка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую де­таль — «дырявые соломенные крыши», — которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наи­более важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он посе­лился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу пере­брался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не го­ворит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти пере­мены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она моло­дится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мел­кими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у чи­тателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее харак­тер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Важное значение имеют авторские заметки. В рассказе «Хамелеон», когда Очумелов узнает о приезде брата генерала, «лицо его заливается улыбкой умиления». Этим Чехов хотел показать преклонение перед чинами.

Стиль писателя также содержит множество художествен­ных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею про­изведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способ­ствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»).

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С по­мощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самосто­ятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехо­ва, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального при­ближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все опи­санное.

Контакты | ©2016 |