Тема сочинения: «Художественное новаторство Чехова-драматурга»

Тема сочинения: «Художественное новаторство Чехова-драматурга»

«Вишневый сад» Чехова представляет собой сочетание комедии — «местами даже фарса», как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал по­зволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, да­вать двойственную, трагическую характеристику героям. Высмеивая их слабости и пороки, автор одновременно сочув­ствует им. Среди героев «Вишневого сада» нет ни одного чисто комического персонажа. Так, постаревший ребенок Гаев в иные минуты своей сценической жизни вызывает жа­лость и сострадание. Епиходов не только смешон со своими бесконечными неудачами, он и в самом деле несчастен! Все у него некстати, любовь его отвергнута, самолюбие его постоянно страдает. Персонажей «Вишневого сада» Чехов не делит на положительных и отрицательных, все они одинако­во несчастны, одинаково недовольны своей жизнью.

Драму своих героев Чехов видит именно в их повседнев­ной жизни, поэтому главное внимание он уделяет изображе­нию будней, а события отодвигаются на второй план. Сюжет и композиция в пьесе носят чисто внешний, организующий характер. Само событие продажи вишневого сада является неотвратимым. Между Раневской, Гаевым и Лопахиным не возникает конфликта. Раневская и Гаев практически добро­вольно отказываются от вишневого сада и после его продажи даже чувствуют некоторое облегчение.

«В самом деле, теперь все хорошо, — говорит Гаев. — До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже». Имение как бы само плывет в руки Лопахину. Петя Трофимов и Аня даже и не пытаются препятствовать этому. Свой «вишневый сад» они видят только в мечтах. Таким образом, Чехов изображает все события в их закономерном развитии, сами эти события не содержат в себе конфликта. Главный же конфликт развива­ется в душах героев. Он заключается не в борьбе за вишне­вый сад, а в недовольстве своей жизнью, невозможности со­единить мечту и реальность. Поэтому после покупки вишне­вого сада Лопахин не становится счастливее, он так же, как и остальные герои пьесы, мечтает о том, чтобы скорее «изме­нилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Особенности конфликта повлекли за собой изменения в изображении драматургических характеров. Герои пьесы вы­являют себя не в поступках, направленных к достижению цели, а в переживаниях противоречий бытия. Поэтому в пьесе отсутствует напряженное действие, оно сменяется лиричес­ким раздумьем. Герои «Вишневого сада» не реализуют себя не только в действии, но и в слове. Каждая произнесенная фраза обладает скрытым подтекстом. Возникает так называемое «подводное течение», несвойственное классической драме. Примером тому может служить следующий диалог героев:

 

«Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...

Аня (задумчиво). Епиходов идет...

Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да».

 

В данном случае слова значат гораздо меньше, чем чувст­во неустроенности своей жизни, скрывающееся за обрывка­ми фраз.

Таким образом, именно в лирическом подтексте отража­ется сложная, противоречивая духовная жизнь героев. В пьесе «Вишневый сад» Чехов создает особую лирическую ат­мосферу. Автор не дает резкой индивидуальной речевой ха­рактеристики героям, скорее, их речь сливается в одну мело­дию. С помощью этого эффекта автор создает ощущение гар­монии. И, несмотря на то что Чехов разрушает сквозное дей­ствие, которое явилось организующим началом в классичес­кой драме, его пьеса не утрачивает внутреннего единства. Важно и то, что общее построение пьесы — это и настроение каждого героя. Поэтому все персонажи внутренне очень близки друг другу. На это общее настроение откликается в драме каким-то трагическим звуком: «...все сидят, задумав­шись, тишина, слышно только, как тихо бормочет Фирс, вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнув­шей струны, замирающий и печальный». В финале к этому звуку прибавляется и другой, еще более безотрадный: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Новаторство Чехова-драматурга залючается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает дра­матическими средствами не только проблемы, но и показы­вает психологические переживания героев.

Контакты | ©2016 |